Рубрика О коучинге
Коучинг в нашей стране появился в 90 годы. И, несмотря на то, что в последнее время о коучинге много говорят и пишут, даже среди профессионалов, работающих в этой области, нет чёткого и однозначного ответа на вопрос «Что же такое коучинг»?
До сих пор этому слову нет русского аналога. Мало помогает и перевод этого термина, а, возможно, именно он и вносит путаницу в понимание данного вида деятельности.
Возможно поэтому, коучингом сегодня называют всё, что помогает человеку достичь результата: и наставничество, и тренировку навыков, и консалтинг, и психологическое и организационное консультирование и пр.
Тем не менее, коучинг как технология успеха, не является ни одним, ни другим и не третьим, а находится на пересечении таких областей, как психология, тренерство и менеджмент. И при этом, коучинг имеет свои отличительные особенности.
Если бы можно было подобрать метафору, то подошла бы такая аналогия как «Коктейль». Все мы знаем, что, прежде чем сделать, к примеру, вкусный клубничный коктейль, нужно будет соединить между собой, как минимум, 3 разных компонента: клубничное варенье, мороженое и молоко.
Каждый из этих ингредиентов является вполне себе самостоятельным продуктом питания, с характерными для него свойствами и вкусом. Однако, соединяясь в клубничный коктейль, они образуют новый продукт, который, в свою очередь, отличается по консистенции, вкусу и свойствам от каждого и отдельных ингредиентов, представляя самостоятельный десерт. И, в то же время, данный десерт возможно приготовить только при сочетании этих основных продуктов.
В этой статье мы предлагаем разобраться с нашим «коктейлем» и его составляющими, выделив основные свойства и отличия каждого из «ингредиентов», из которых он состоит.
Однако коучу не обязательно иметь психологическое образование и, как показывает практика, на этапе обучения и отработки навыков коучинга психологическое образование даже может служить своеобразным «тормозящим фактором». Дело в том, что, несмотря на то, что каждая из этих профессий является помогающей и работает с Душой человека, его психо-эмоциональным состоянием, однако концепция подходов сильно различается.
ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ КОУЧ-СЕССИЮ
Но об этом мы поговорим ниже. А, как известно, «переучиваться» гораздо сложнее, чем учиться с «чистого листа». Поэтому людям с психологическим образованием бывает сложно сразу принять философию коучингового подхода, т.к. прежние знания и опыт мешают беспристрастному отношению к другому виду консультирования.
Вместе с тем, если коуч захочет обогатить свою практику инструментами из психологии и психотерапии, он может это сделать в любой момент, когда сможет чётко осознавать и разграничивать свою позицию при работе с клиентом. Не менее важно, чтобы коуч объяснял клиенту, какой метод работы он использует или будет использовать в процессе консультационных услуг: коучинговый или терапевтический.
Остановимся на этом поподробнее и, для начала, попытаемся понять, как можно разграничить психологическое и психотерапевтическое консультирование.
Как правило, проблемы клиента могут быть межличностными или глубинными, внутриличностными.
Если в начале встречи фокус жалоб Клиента направлен на неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания, то это показатель того, что речь идёт о глубинных личностных проработках. Как правило, с такими запросами работают психотерапевты.
Работа психотерапевта в этом случае строится иначе, нежели психологическое консультирование. В процессе работы затрагиваются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но и события далекого прошлого -детства, юности. Могут использоваться трактовки снов и ассоциаций. Анализ глубинных слоев психики приводит к пониманию причин болезненных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем.
В такой работе важно, что Клиент понимает, что ответственность за происходящее в его жизни лежит на нём самом, и он готов к более глубокому и откровенному самопознанию.
Процесс психотерапии длится достаточно долго и ориентирован на десятки встреч, иногда длящихся годами.
Работа с запросом Клиента подразумевает анализ причин психологических проблем (чаще всего из прошлого). Получение ответа на вопросы: «Почему так происходит? Почему мне не удается измениться?»
В отношениях нет равной позиции – есть клиент («больной»), а есть специалист – психотерапевт. У клиента – проблемы, у психотерапевта – знания и компетенции в том, как их решить.
Психотерапевт помогает разрешить болезненные сценарии и ситуации, происходящие с человеком в настоящем, исцеляя психологические проблемы и ситуации из прошлого.
ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ КОУЧ-СЕССИЮ
Когда Клиент считает, что причиной всех его жизненных проблем и возникающих сложностей являются другие люди (например, жена, муж, родители, коллеги по работе и т.д.) или внешние обстоятельства (кризис, политика, государство и т.п.) можно говорить о межличностных проблемах. С такими проблемами работают психологи.
Этот фокус жалоб определяет форму работы с клиентом таким образом, что главной задачей психолога становится помощь, при которой клиент сможет посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны. Этому помогут демонстрация и обсуждение тех сторон взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно клиентом не осознаются и не контролируются.
Возможность взглянуть на ситуацию шире позволяет человеку по-другому оценить свою роль в ней и изменить своё отношение к происходящему, а также и своё поведение.
Этот тип консультирования чаще бывает краткосрочным и редко превышает 5-6 встреч с клиентом.
Работа с запросом Клиента подразумевает разрешение проблемных сценариев и ситуаций психологического характера в прошлом или настоящем.
В отношениях нет равной позиции.
У клиента – проблемы. Психолог как специалист и эксперт знает, как их решить.
Совет по разрешению проблемных сценариев и ситуаций психологического характера.
ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ КОУЧ-СЕССИЮ
Бизнес-консультирование (консалтинг) — практическая область психологии, занимающаяся изучением психологических проблем управления организацией и созданием психологических методов принятия решения, разрешения конфликтов и повышения эффективности общения сотрудников организации.
Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.
Консалтинг решает вопросы и проблемы в сферах управления, экономики предприятия, финансов, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д.
1. Аналитическая деятельность (анализ и оценка внутрихозяйственной и финансовой деятельности предприятия-клиента, анализ инвестиционных проектов, исследования деятельности конкурентов, рынков сбыта, движения цен и т.д.)
2. Прогнозирование (на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик — составление прогнозов по указанным выше направлениям)
3. Консультации по самому широкому кругу вопросов, касающихся как деятельности компании-клиента, так и рынка в целом
4. Ревизия деятельности предприятия-клиента
5. Участие в деятельности предприятия-клиента (стратегическое планирование, решение совокупности проблем, связанных с организацией управления в различных сферах деятельности предприятия, а также разработка и внедрение информационных систем, системная интеграция и т.д.).
Работа с запросом заключается в решении и устранении проблем в различных областях профессиональной деятельности руководителя предприятия в настоящий момент времени.
В отношениях консультирования изначально предполагается, что клиент не знает, а консультант знает. Консультант занимает позицию эксперта, а клиент – ученика.
При консультировании именно консультант занимает ведущую роль в проектировании будущего и, возможно, контролирует и корректирует реализацию проекта клиента.
Консультант предлагает сценарии, пути решения задач исходя из своего личного опыта.
Оргконсультирование, хотя и бывает связано с проектированием будущего клиента, однако не учитывает жизненного баланса клиента и не ставит задачу сделать процесс достижения наполненным удовольствием от самого процесса.
Продолжение этой статьи и затронутой в ней темы читайте во второй части
Там же вы найдёте сводную таблицу, где собраны основные отличия коучинга и смежных с ним профессий.